Дамаск — тысячелетия истории

Дамаск - тысячелетия историиБольшинство историков и ар­хеологов сходятся в том, что Да­маск является одним из древней­ших постоянно обитаемых горо­дов в мире. Первые поселения возникли здесь более 3 тысяч лет до нашей эры. Своим существо­ванием город обязан стекающей с вершин Антиливана реке Бараде, которая дала возможность создать в пустыне оазис.

Сирийская столица является местом, где отчетливо видно сме­шение культур Востока и Запада.

Дамаск был столицей Персид­ской империи, важным древне­греческим центром, значитель­ным центром империи Римской, а после того, как в 635 году был захвачен арабами, — стал мусуль­манской метрополией. В пери­од раннего Средневековья здесь процветала бурная интеллекту­альная жизнь. Наряду с Кордо­вой и Багдадом Дамаск считает­ся важнейшим центром ислам­ской культуры.

У современного Дамаска два облика. Его новая часть, хаоти­чески застроенная, как и подо­бает ближневосточной метропо­лии, заполнена автомобилями, кафе и магазинами. Зато Старый город поражает лабиринтом уз­ких улиц и переулков с потай­ными ходами и двориками, где между апельсиновыми деревья­ми сушится белье. Кажется, вре­мя остановилось здесь много ве­ков назад.

Старый Дамаск окружен высо­кими стенами, которые построи­ли древние римляне две тысячи лет назад. Их много раз пере­страивали; лучше всех сохранив­шийся отрезок стены находится между Воротами Мира (Баб-аль-Салам) и Воротами Фомы (Баб-Тума), в северо-восточной угло­вой части.

Зато главный вход в Старый го­род проходит вдоль впечатляю­щей крепости через широкую мощеную, защищенную от солн­ца крышей, торговую улицу Сук-аль-Хамидийя. Здесь царит не­вообразимый шум: купцы пере­крикиваются между собой и на разных языках зазывают покупа­телей, пахнет кофе, дымом калья­на, жареной бараниной и восточ­ными пряностями. На прилавках блестят позолоченные украше­ния и медная посуда, дымится на гриле мясо, дорогу преграж­дают выставленная на продажу мебель или скульптуры. С бли­жайших башен — минаретов — отчетливо слышно, как муэдзины созывают на молитву.

Старый город в Дамаске, как, к примеру, и в Иерусалиме, со­стоит из трех частей: самая боль­шая часть — мусульманская, за­тем христианская (армянская и ассирийская) и еврейская (поч­ти безлюдная). Главной досто­примечательностью, символом Дамаска, является Мечеть Омей-ядов, воздвигнутая в 705 г. на месте древнеримского храма Юпитера (от него остались две колонны у входа) и более поздней базилики Св. Иоанна Крестителя. И мусульмане, и христиане верят, что в храме находится его гроб­ница. Разве можно представить более тесную встречу двух куль­тур? Сунниты в арабских платках молятся здесь перед реликвиями одного из самых главных христи­анских святых. Мусульмане счи­тают Иоанна Крестителя важ­ной фигурой — ведь именно он учил и крестил пророка Иссу, то есть Иисуса. Впрочем, в Мечети Омейядов почитают и Иисуса — его именем назван один из древ­нейших минаретов.

Храм Дамаска по замыслу соз­дателей — правителей из рода Омейядов—должен был стать са­мым большим зданием, когда-ли­бо построенным человеком. Так и было — на протяжении многих столетий. Внутри мечеть поража­ет своими прекрасными мозаика­ми, витражами и украшениями. На обширном дворе перед ме­четью бегают и кормят голубей дети. В садах к северу от храма находится Мавзолей Саладина (Салаха ад-Дина), где похоронен величайший мусульманский пол­ководец, которому удалось ока­зать сопротивление крестонос­цам. В мавзолее, на саркофаге с останками

Осмотр остальной части Ста­рого города нелегко точно спла­нировать заранее. Любой марш­рут по старым улочкам будет незабываемым. В арабской части города бросаются в глаза чудес­но отреставрированные дворцы с фонтанами, ассоциирующие­ся со сказками «Тысяча и одной ночи». Самый знаменитый — это дворец Азима, построенный в 1749 году турецким наместни­ком Дамаска Асадом Пашой аль-Азимом. Необычно выглядит зда­ние больницы XII века (маристан Hyp ад-Дина), где экспонируют­ся достижения мусульманской медицины. А в христианской части, отделенной римской ар­кой, важным архитектурным памятником является часовня Св. Павла — как повествует ле­генда, ученики спустили апосто­ла из окна здания в корзине на простынях, когда он скрывался от преследователей.

Еврейский район теперь за­брошен — вследствие Израиль­ско-Палестинского конфликта большая часть его населения вы­нуждена была покинуть Дамаск. В одном из переулков осталась старая разрушенная синагога, рядом с которой пустующие до­ма пугают прохожих своими вы­битыми окнами.

Опубликовано: 2010-07-14 | Рубрика Статьи